Вспомните себя в школе: у вас было ощущение, что одним ученикам будто бы «даны» таланты в определенных предметах, а другим просто не повезло, и пытаться что-то изменить нет смысла? Эта установка, распространенная в учебной среде и в обществе в целом, вредит развитию детей и взрослых и противоречит современным исследованиям в сфере нейробиологии.
Раньше ученые считали, что структура мозга не меняется с рождения и до самой смерти. Все изменило исследование нейробиолога Майкла Мецерних. Исследование мозга обезьян показало, что связи между нейронами – клетками мозга – постоянно меняются. Так появилась теория нейропластичности.
⠀
Вы наверняка слышали, что правая и левая доли мозга берут на себя разные функции: левое полушарие отвечает за анализ и логику, а правое – за эмоции и интуицию. Но не все так просто. В научной литературе описаны случаи, когда людям по медицинским причинам полностью удаляли целую долю головного мозга. И в оставшемся полушарии, к удивлению медиков, быстро образовывались связи, необходимые для обеспечения функций недостающей доли мозга! Это значит, что у людей перенесших тяжелые операции на мозг, есть надежда восстановить функции мозга. Что уж говорить о детях, развитие мозга которых в силу разных причин пошло «не по плану».
⠀
Только представьте: каждое утро, когда вы просыпаетесь, ваш мозг другой, чем был сутки назад: в нем образуются новые нейронные связи. Именно поэтому следует помнить: способности нашего мозга безграничны!
⠀
Особо отмечу – установки в учебной среде на деление учеников на «талантливых» и «обычных» вредоносно для детского развития.
Конечно, мы не можем заставить школы поменять подход к обучению детей. Но в наших силах дать нашим детям уверенность, помочь поверить в свои способности.
Лучшим примером для детей можете стать вы. Поверьте в себя, попробуйте освоить абсолютно новые для вас знания: например, иностранные языки или точные науки.
⠀
Стоит помнить, что если так получилось, что определенные участки мозга развиты слабо, эти участки можно развить с помощью нейропсихологического подхода, в который входит много нюансов, в том числе и специальные упражнения.