Нарушение межполушарного взаимодействия напрямую влияет на нарушения развития речи, чтения, письма. Так что такое межполушарное взаимодействие и как его развить? ⠀
Когда-то считалось, что каждая зона мозга реализует свою конкретную функцию: если определенная зона мозга поражается, то и функция (например, память, речь, внимание) пропадает.
Благодаря Александру Романовичу Лурия, основателю теории системно-динамической локализации высших психических функций, стало известно, что в осуществлении любого двигательного или мыслительного акта, принимает участие не конкретная зона, а весь мозг целиком. И роль межполушарного взаимодействия в этом процессе огромна. В тоже время, стоит отметить, что доля участия левого и правого полушарий в работе мозга разная.
Как работают межполушарные связи?
⠀ Правое полушарие активно в первую очередь в период до 5-6 лет. Это база для создания и созревания любой функции. Здесь же создаются предпосылки для формирования речи в левом полушарии. В нем находятся: эмоции, интуиция, восприятие неречевых шумов восприятие целостных образов восприятие музыки, ритмов, интонации телесное «я», ориентировка в схеме тела, в пространстве.
⠀ В левом полушарии функции локализуются к 10 годам. В нем существуют: речевые функции (находятся центры речи), восприятие речевых звуков, букв, слов логика, аналитическая обработка информации, её упорядочивание в пространственно-временном контексте, управление движением, умение планировать и контролировать деятельность.
Мозолистое тело (200 млн нервных волокон) соединяет полушария, контролирует мозговую активность и передает сведения между ними.
При нарушении работы этого чудо-передатчика нарушаются связи между полушариями.
⠀ Как понять, что у ребенка недостаточно сформированы межполушарные связи?
- Ребёнок мало ползал или ползал больше задом, боком
- До школы не формируется доминантная рука
- Зеркалит, у него нет конвергенции (сведения к переносице глаз), есть астигматизм
- Часто падает, натыкается на углы
- Бывают вспышки агрессии
- К 1 классу низкий уровень произвольного внимания
- Есть логопедические проблемы
- Не сформирован фонематический слух, трудности с запоминанием стихов.
⠀
Как развивается мозг?
Основа для успешного осуществления межполушарного взаимодействия закладывается еще во внутриутробном периоде. Само развитие мозга идет очень интересно: вначале снизу вверх: от глубинных структур к коре, затем от правого полушария к левому и сзади вперед, затем сверху вниз, когда формируется регулирующая функция. Сразу же после рождения запускаются механизмы, активизирующие определенные структуры мозга и межполушарные связи.
Далее, до года активно созревают подкорковые, стволовые структуры.
До 6 лет активно развивается правое полушарие, поэтому будет очень полезно заниматься с ребёнком:
– музыкой и ритмикой;
– слушать неречевые звуки;
-трогать и пробовать предметы на вкус;
– определять форму, поверхность, цвет предметов;
– нюхать фрукты, цветы, аромамасла, приятное и не очень;
– как можно больше дарить ребёнку сенсорных и телесных ощущений, обнимать его, называть части
тела;
– уделять внимание крупной моторике.
На моих занятиях по нейрокоррекции я обязательно использую упражнения на межполушарное взаимодействие.
Как развить межполушарные связи?
Пусть для вас это будет образом жизни: когда вы обращаете внимание на мир вокруг вместе с ребенком. Такой подход сформирует отличную базу для дальнейшего формирования необходимых функций в левом полушарии. Любая активная физическая или умственная деятельность стимулирует межполушарное взаимодействие, но при проблемах в развитии нужно пройти диагностику и подобрать упражнения, соответственно возрасту ребёнка.
Важно понять: за работу полушария отвечает противоположная сторона тела: то есть при движении левой стороной тела, активизируется правое полушарие и наоборот. Поэтому деткам постарше будут полезны:
– езда на велосипеде;
– перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в стороны, назад);
– занятия плаванием;
– симметричные рисунки двумя руками в воздухе и на бумаге;
– перекрестное марширование на месте: при этом левая рука касается правого бедра и наоборот (5-7 раз)
– игры с пальчиками: поочерёдно соединяйте с большим пальчиком остальные в колечко, в одну и другую стороны. Усложнение: увеличиваем скорость, меняем направление. Выполняем каждой рукой отдельно, затем вместе.
Желаю всем родителям и деткам полезных, радостных и веселых занятий!